Я не вижу объективных причин рассказывать владельцам компаний, генеральным директорам, индивидуальным предпринимателям о количестве и о конкретных документах, которые необходимы для того, чтобы получить зарегистрированное свидетельство на товарный знак. Об этом должны знать юристы, которые занимаются защитой объектов интеллектуальной собственности. И не сочтите за наглость – но как раз эти знания в сложной и относительной новой области права помогают «юристам-интеллектуалам» заработать. Если решение о необходимости зарегистрировать товарный знак принято, то знать необходимо следующее.
Перед началом подготовки документов на регистрацию товарного знака обозначение (логотип, бренд) необходимо проверить по доступным базам данных государственного органа на возможность регистрации. Юристы-практики, которые специализируются на регистрации объектов интеллектуального права, оплачивают доступы к различным базам данных. Поэтому возможность оценить шанс на получение свидетельства на товарный знак есть абсолютно у любого предпринимателя (нужно всего лишь нанять юриста). Не стоит всерьез принимать предложений по проверке обозначения бесплатно. Проверить все бесплатно можно и самостоятельно. Некоторые юридические компании по регистрации товарных знаков верстают сайты таким образом, что любой пользователь, оказавшийся на их веб-странице, может проверить словесное обозначение по базе данных зарегистрированных товарных знаков. ФИПС же проводит проверку по расширенному кругу имеющихся ресурсов в этой области. Получается, что бесплатная проверка бессмысленна, так как позже находятся новые препятствия для регистрации обозначения. В этой ситуации уместно применить изречение «бесплатный сыр только в мышеловке». Чтобы вам не отказали, на регистрацию необходимо подавать обозначение, проверенное по всем возможным базам данных. Для этого лучше обратиться к юристам, имеющим не один год работы в этой сфере.
После того как принято решение, в каком виде обозначение (слово, картинка, мелодия, запах, вкус, диаграмма и прочее) будет подано на регистрацию, происходит подготовка юридических документов в соответствии с требованиями законодательства РФ. Когда пакет документов собран и подписан, документация подается непосредственно в ФИПС – и запускается процесс регистрации товарного знака.
Пример из практики
Сложности при регистрации возникают в тех случаях, когда до момента подачи заявочных документов была проведена неполноценная проверка обозначения (например, если сопровождением регистрации занимается неподготовленный юрист). Иными словами, сложности возникают:
- При противопоставлении ФИПС схожих обозначений, выявленных на стадии экспертизы заявленного обозначения;
- При работе с неподготовленным юристом, который не имеет практики ведения переписки с государственным органом.
Чтобы избежать непредвиденных и сложных ситуаций, оптимальным шагом будет обратиться к специалисту и провести детальную проверку перед подачей заявления.
В практике у меня были случаи, когда при детальной проверке логотипа (бренда) были выявлены схожие обозначения – или вообще обозначение изначально было непатентнопригодным, состоящим из общеизвестных элементов и слов. Или слова указывали на деятельность компании – такие элементы могут присутствовать в обозначении без защиты, или, как это прописывает законодатель, в качестве неохраняемых элементов. Расскажу об этом подробнее.
Есть у нас клиент – владелец магазина детской одежды «Звездочка». Перед подачей пакета заявочной документации была проведена кропотливая работа по проверке, т.е. мы проверили логотип по всем доступным базам данных. И выяснили, что в том виде, в котором обозначение используется сейчас (и, соответственно, должно было быть подано на регистрацию), его не зарегистрируют. Чтобы вы понимали, мы делали проверку комбинированного обозначения (картинка плюс слово), которое владелец компании разработал самостоятельно. И каковы были его ощущения, когда проверка показала неутешительные результаты? А препятствия были обнаружены как по слову, так по картинке. В качестве рекомендации был предложен полный нейминг (замена названия) – благо есть юристы, которые специализируются именно на сложных товарных знаках. В данном случае, чтобы сохранить уже сложившуюся узнаваемость бренда и доверие клиентов, специалистами было принято решение оставить тот же шрифт, ту же цветовую гамму, но добавить дополнительное слово, получив тем самым из «Звездочки» – «Мою Звездочку». Клиенту такой вариант понравился, и мы запустили процесс регистрации.
Или вот, к примеру, другой случай. Есть достаточно известная компания «БЭБИ-КЛУБ».
По названию понятно, что деятельность компании связана с детьми. Так и есть, «БЭБИ-КЛУБ» – это сеть детских развивающих центров. Название так или иначе указывает на сферу деятельности, ФИПС не зарегистрировал бы такое словесное сочетание в качестве товарного знака. Что было сделано для регистрации? Было получено 9 свидетельств на товарные знаки, а именно: 8 свидетельств на каждую интересно и уникально представленную буковку, из которых состоит словосочетание «БЭБИ-КЛУБ» (например, буква «У» была представлена как изображение «ушек», одна из букв «Б» – «барашек», другая «Б» – «белочка», и проч.). Девятое свидетельство регистрировало общую картину, составленную всех букв-персонажей (Свидетельство № 439432, можно посмотреть в открытых реестрах на сайте ФИПС). На мой взгляд, это очень круто. Компания защитила себя со всех сторон – ни одну из букв в словосочетании нельзя использовать другим фирмам.